Проверьте, есть ли у вас право на жалобу. Выберите, куда направить ее, соберите доказательства, что управляющий причинил вам ущерб, а затем подавайте.

Если арбитражный управляющий нарушает интересы кредиторов, то его действия можно обжаловать. Для этого нужно:

Жалобой на управляющего можно достичь трех целей.

1. Добиться, чтобы управляющий сделал что-то или перестал делать что-то. Например, инициировал обжалование сделок должника в суде, своевременно и без нарушений проводил собрание кредиторов, следил за достоверностью информации, которую включает в отчеты, отказался от услуг привлеченных специалистов.

2. Отстранить управляющего. Для этого одновременно с жалобой можно заявить ходатайство об отстранении.

3. Испортить репутацию управляющему. Если жалобу удовлетворят, то информация об этом появится в КАД. Эти данные могут помочь отстранить управляющего при новом нарушении. Их также вправе использовать кредиторы других должников, чтобы блокировать назначение управляющего или отстранить его (п. 56 постановления Пленума ВАС от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», далее – Постановление № 35).

Совет

Перед подготовкой жалобы проверьте, не обращались ли другие лица с аналогичными жалобами. Если действия или бездействие, которые вы собираетесь оспорить, были предметом жалобы другого лица, суд прекратит производство (абз. 3 п. 30 Постановления № 35). Например, кассация отменила определения нижестоящих инстанций, которые признали действия управляющего незаконными, и прекратила производство по делу. Она установила, что суд первой инстанции с разницей в два дня принял определения по жалобам двух разных кредиторов на одни и те же действия управляющего (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.12.2017 № Ф04-5986/2016 по делу № А81-5638/2015).

При этом суды широко трактуют тождественность предмета спора.

Пример из практики: суд прекратил производство по делу, так как выявил решение по спору о том же предмете и по тем же основаниям 

Кредитор обратился в суд с жалобой на бездействие конкурсного управляющего. По мнению заявителя, управляющий должен был проанализировать и оспорить соглашение об уступке, а также вернуть переданное право в конкурсную массу.

Суд установил, что ранее кредитор обращался с требованием признать соглашение об уступке права недействительным в рамках дела о банкротстве. Однако он получил отказ со ссылкой на ликвидацию ответчика (п. 5 ч. 1 ст. 150 АПК). В новом споре суд посчитал, что жалоба на действия управляющего совпадает по предмету со спором о признании недействительным соглашения об уступке, и прекратил производство по делу (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.04.2017 № Ф01-446/2017 по делу № А29-3281/2012).

Шаг 1. Выбрать, куда обращаться с жалобой

Кредитор вправе выбрать, куда ему направить жалобу. Помимо суда пожаловаться на действия (бездействие) управляющего можно в СРО управляющих, Росреестр, ФАС, правоохранительные органы, налоговую. Жалобу можно подать в один из этих органов, а можно сразу в несколько.

СРО

СРО следит за тем, чтобы ее члены – арбитражные управляющие соблюдали требования Закона о банкротстве и иных нормативно-правовых актов, стандартов и правил профессиональной деятельности. Жалобы на действия управляющих рассматривает дисциплинарный комитет. В зависимости от нарушения комитет может наложить на управляющего дисциплинарное взыскание или дисквалифицировать его (п. 2 ст. 22 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), смотрите также внутренние документы конкретного СРО).

В СРО надо жаловаться, если:

  • управляющий допустил много мелких нарушений;
  • доказательственная база заявителя недостаточна для суда;
  • действия (бездействие) управляющего не нарушают очевидно прав и законных интересов заявителя.

Найти адрес СРО

Росреестр

Росреестр вправе обратиться в суд с требованием привлечь управляющего к ответственности, если он не соблюдает обязанности, которые возложило на него законодательство о банкротстве. Если у кредитора есть основания считать, что управляющий совершил административное правонарушение, то он может обратиться с жалобой в территориальное подразделение Росреестра (ч. 3 ст. 14.13 КоАП, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31.08.2018 № Ф01-3403/2018 по делу № А43-48097/2017).

Найти адрес отделения Росреестра

ФАС

Жалобу в ФАС надо подавать, если управляющий допустил нарушение при организации или проведении торгов, а также при заключении договоров по их результатам (ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», письмо ФАС от 30.06.2016 № РП/44252/16, приказ Минэкономразвития от 23.07.2015 № 495).

Пример из практики: суд признал законным решение антимонопольного органа по жалобе на действия арбитражного управляющего 

ИП К. обратился с жалобой в антимонопольный орган на действия конкурсного управляющего С. По мнению заявителя, управляющий составил протокол по итогам торгов до окончания периода проведения торгов (п. 4 ст. 139 Закона о банкротстве).

Антимонопольный орган признал жалобу обоснованной. Управляющий не согласился с таким выводом и обратился в суд.

Суд поддержал антимонопольный орган. Вопреки требованиям закона управляющий составил протокол 1 февраля, в то время как торги должны были окончиться только 6 февраля. Это не позволило всем желающим подать заявки и выявить максимальную цену имущества (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.01.2018 № Ф08-10734/2017 по делу № А53-12528/2017).

Найти адрес территориального управления ФАС

Шаг 2. Проверить, вправе ли заявитель жаловаться

Прежде чем жаловаться на действия арбитражного управляющего, нужно убедиться, что у заявителя есть соответствующие полномочия.

Кто вправе заявить жалобу

Обжаловать действия арбитражного управляющего могут:

1) лица, которые участвуют в деле о банкротстве, например конкурсные кредиторы или уполномоченный орган (п. 1 ст. 34 Закона о банкротстве);

2) комитет кредиторов (п. 1 ст. 34 Закона о банкротстве);

2) кредиторы по текущим платежам, если действия (бездействие) управляющего нарушают их интересы (п. 4 ст. 5 Закона о банкротстве);

3) участники (учредители) должника в ходе конкурсного производства. В этой процедуре они получают права лиц, которые участвуют в деле о банкротстве (п. 3 ст. 126 Закона о банкротстве, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.01.2018 № Ф01-5975/2017 по делу № А43-18212/2016).

Если у заявителя нет права обжаловать действия (бездействие) управляющего, то суд вернет жалобу без рассмотрения (п. 4 ст. 60 Закона о банкротстве, постановления Арбитражного суда Центрального округа от 29.11.2018 № Ф10-885/2018 по делу № А68-1109/2015, Арбитражного суда Поволжского округа от 22.03.2018 № Ф06-6413/2016 по делу № А55-12162/2015).

В течение какого срока можно заявить жалобу

Заявить жалобу можно в течение общего срока исковой давности до момента, когда суд прекратит конкурсное производство или производство по делу. Срок составляет три года с момента, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении (ст. 196 ГК, абз. 2 п. 48 Постановления № 35).

Если суд прекратил дело о банкротстве, то кредитор сможет взыскать с арбитражного управляющего убытки, которые он причинил своими неправомерными действиями.

Пример из практики: суд вернул жалобу заявителю, поскольку процедура банкротства должника завершилась 

Суд прекратил конкурсное производство, и налоговая внесла запись в реестр о ликвидации должника. Спустя год один из кредиторов оспорил прекращение конкурсного производства и действия управляющего.

Суд вернул заявление со ссылкой на то, что дело о банкротстве окончено и нет оснований рассматривать жалобу. Однако кредитор вправе заявить иск к управляющему о взыскании убытков, которые он причинил своими действиями. Обратиться в суд с таким требованием можно в пределах общего срока исковой давности (постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.10.2018 № Ф05-707/2016 по делу № А40-143761/13, аналогичный вывод содержит постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.07.2018 № Ф08-5033/2018 по делу № А22-3530/2014).

Шаг 3. Проверить, есть ли обстоятельства, которые позволяют обратиться с жалобой

Чтобы обратиться с жалобой на действия (бездействие) управляющего, нужно доказать два обстоятельства.

1. Арбитражный управляющий не исполняет (исполняет ненадлежаще или уклоняется от исполнения) обязанности, которые возложил на него закон. Перечень обязанностей для временного и конкурсного управляющих устанавливают статья 67 и пункт 2 статьи 129 Закона о банкротстве соответственно. Общие обязанности для всех арбитражных управляющих определяет пункт 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве. Специальные нормы могут уточнять порядок действий в определенных ситуациях, например, при финансовом анализе или определении признаков фиктивного банкротства.

Основанием для жалобы может послужить тот факт, что действия управляющего не соответствуют требованиям разумности и добросовестности (п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве).

Пример из практики: суд признал незаконным бездействие управляющего, так как усмотрел в этом нарушение принципов добросовестности и разумности 

Суд признал ООО «С.» (далее – должник) банкротом, открыл конкурсное производство и назначил конкурсного управляющего.

Управляющий выявил в процессе инвентаризации дебиторскую задолженность в размере 1,7 млн руб. Эти сведения он включил в акт инвентаризации и разместил в ЕФРСБ.

Один из кредиторов посчитал, что управляющий допустил незаконное бездействие и обратился с жалобой.

Суд установил, что по данным бухгалтерского баланса за 2016 год общая сумма дебиторской задолженности перед должником составила больше 44 млн руб. При этом не было причин, которые мешали бы управляющему выявить истинный размер дебиторской задолженности, направить претензии, а также принять иные меры к ее взысканию. Суд пришел к выводу, что бездействие управляющего не соответствует принципу добросовестности и разумности и удовлетворил жалобу кредитора (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.01.2019 № Ф01-6183/2018 по делу № А43-32292/2014).

2. Арбитражный управляющий нарушает своими действиями или бездействием права заявителя.

Если действия (бездействие) управляющего не нарушили прав заявителя, то суд не удовлетворит жалобу (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.02.2018 № Ф09-166/18 по делу № А60-51568/2016).

В качестве обстоятельств, которые доказывают нарушение прав заявителя, обычно выступают:

Если арбитражный управляющий нарушил закон, суд не удовлетворит жалобу, если нарушение несущественное. Обычно существенным считают нарушение, когда управляющий:

1) не проводит или нарушает сроки проведения собраний кредиторов (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.11.2018 № Ф07-14454/2018 по делу № А56-65465/2017);

2) не исполняет требования провести собрание кредиторов (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.09.2018 № Ф02-3785/2018 по делу № А74-16368/2016);

3) не проводит инвентаризацию имущества и имущественных прав должника и не формирует конкурсную массу (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.10.2018 № Ф08-8054/2018 по делу № А53-31058/2015);

4) не готовит отчет о финансовом состоянии должника или готовит его с существенными недостатками (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.02.2018 № Ф07-13506/2017 по делу № А66-18792/2014);

5) затягивает текущую процедуру банкротства (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.01.2018 № Ф04-5648/2017 по делу № А75-6793/2013);

6) не обеспечивает сохранность имущества должника (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.01.2017 № Ф06-8657/2013 по делу № А55-17433/20120);

7) не взыскивает дебиторскую задолженность без веских на то оснований (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.02.2018 № Ф09-3237/17 по делу № А60-41395/2015);

8) привлекает без оснований специалистов, чтобы обеспечить свою деятельность (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30.03.2018 № Ф10-3186/2016 по делу № А62-244/2013).

Смотрите также: С какими действиями арбитражных управляющих не стоит мириться. Обзор практики за 2018 год.

Шаг 4. Подготовить жалобу

Жалоба на действия (бездействие) управляющего должна отвечать общим требованиям к исковым заявлениям. Дополнительно есть три специальных требования.

1. В жалобе определите участников, которых нужно известить об обращении в суд. Их перечень содержат пункты 14–15 Постановления № 35. Направьте им копии жалобы. Если этого не сделать, то суд оставит жалобу без движения (подп. 3 п. 14 Постановления № 35, определение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.01.2017 № А12-1387/2015).

2. Укажите номер дела о банкротстве. Жалобу на действия (бездействие) управляющего нужно подать в тот же суд, который рассматривает дело о банкротстве (п. 48 постановления Пленума ВАС от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"»).

3. Приложите документы, которые подтвердят статус заявителя жалобы (п. 4 ст. 60 Закона о банкротстве). Для конкурсного кредитора – это определение о включении требований заявителя в реестр требований кредиторов. Для кредитора с текущей задолженностью – документ, из которого следует, что задолженность взыскана с должника или признана и учтена арбитражным управляющим.

При подаче жалобы на действия (бездействие) арбитражного управляющего платить госпошлину не нужно.

Совет

Если в жалобе есть ссылки на документы, которые находятся только в основных томах дела о банкротстве, приложите их заверенные копии. Это позволит избежать задержек в рассмотрении. Дело в том, что обычно вместе с апелляционной или кассационной жалобой на акт суда первой инстанции в вышестоящий суд направляют не все материалы дела о банкротстве, а только материалы обособленного спора.

Если заявитель не согласен с определением, которое вынес суд, то вправе обжаловать его в апелляцию в течение 14 дней (п. 1 ст. 60, п. 3 ст. 61 Закона о банкротстве).